Прогноз погоды

Главная Земляки В горах седого Урала
выборы 11 09 2022

В горах седого Урала

С 17 по  27 августа группа свечинских туристов совершила многодневный горный поход первой категории сложности по Северному Уралу.

В составе группы были: преподаватель Свечинкого отделения кировского сельскохозяйственного техникума  Юлия Леонидовна Дудина (заместитель руководителя похода), ветеран педагогического труда Галина Анатольевна Пантелеева, работник культуры с. Успенского Тамара Викторовна Шорохова, студент Данил Дудин и учащаяся Свечинской средней школы Татьяна Мочалова. Руководил походом педагог дополнительного образования Дома детского творчества Владимир Анатольевич Шорохов, он поделился впечатлениями:

- Наше нелёгкое, но очень интересное путешествие по Уралу  началось с города Екатеринбурга, где мы делали пересадку. Имея небольшой запас времени до поезда на Серов, в столице Урала мы посетили храм на крови, возведённый здесь на месте расстрела царской семьи. Далее поездом добрались до города Серова, а потом автобусом -  до Карпинска, откуда начинался наш  основной горный туристский маршрут.

С погодой нам сильно не повезло – накануне прошли сильные ливневые дожди, и на уральских горных реках и речушках снесло большинство мостов и размыло насыпи. Вода с гор в буквальном  смысле шла сплошным бурным потоком, и её уровень в реках  поднялся более чем на 2 метра. Кроме того, в течение всего похода было холодно и сыро и не было ни одного ясного дня.  В связи с этим из-за высокой степени опасности   нам не разрешили подниматься в горы.

Посоветовавшись с соответствующими службами: МЧС, спорткомитетом, специалистами турбазы, мы решили задержаться в городе Карпинске, куда мы прибыли. Кстати, нестандартные ситуации с нами начались с первого дня пребывания на Урале -  18 августами с нами потело связь и могло выйти на нас  МЧС, о чём появилась публикация в газете Аргументы и факты  - Кировская область.  Но, несмотря на непогоду, время зря  мы не теряли. Надо сказать, что город Карпинск (бывшее название Богославский) небольшой  (его население в настоящее время составляет 34 тысячи человек), но очень интересный город с богатыми традициями. Город сравнительно молодой  - недавно он отметил своё 130-летие. Здесь мы посетили краеведческий музей. Большое впечатление произвёл на нас большой угольный разрез, длина которого около пяти километров, ширина до четырёх километров, а глубина – 200 метров. В настоящее время добыча угля здесь не ведётся, и он заполнен водой. Представьте, сколько угля  отсюда было добыто! Эти места исторические и очень богатые. В окрестностях Карпинска, и соседних с ним городов  сосредоточена практически вся таблица элементов Менделеева, в том числе руды черны цветных, драгоценных и редкоземельных металлов, осваивать добычу которых начали еще при царе Иване Грозном знаменитые промышленники Демидове. В этом городе родился изобретатель радио Попов, и мы посетили   его памятник. Надо сказать, что памятников в Карпинске очень много, и мы за два дня пребывания здесь побывали у большинства из них: в частности, у памятника   основателя угольного разреза крупного инженера Вахрушева,  геолога  Карпинского, в честь которого назван город, у памятников воинам Великой Отечественной и Гражданской войн, а также  -  большому угольному экскаваторному ковшу. Кроме того, взобрались на гору, с которой в ясную солнечную погоду просматривается весь город и его окрестности, но, к сожалению, из-за сильного тумана и облачности всей панорамы не увидели. Следует отметить, что предприятия Карпинска, как и всего Урала, внесли очень большой вклад в дело Победы в Великой Отечественной войны -  в этом небольшом городке в те суровые годы работало несколько крупных оборонных предприятий -  и жители города гордятся этим. К сожалению, в настоящее время эти предприятия закрыты., и здесь работает только один завод.

Отсюда же мы съездили в соседний город Краснотуринск с 60 –тысячным населением, где работает алюминиевый завод, причём, на местном сырье – бокситах, добываемых практически в черте города. Там мы посетили один из крупнейших в мире минералогический музей имени крупного учёного - известного учёного и геолога, создателя кристаллической решетки академика Федорова, который  на рубеже 19-20 веков длительное время работал здесь и создал известную во всём мире лабораторию по изучению уральских минералов. В Краснотуринске во время Великой Отечественной войны также работало несколько оборонных предприятий.

Находясь на базе в Карпинске,  мы также основательно  готовились трудному  к походу в горах: изучали карту местности, готовили снаряжение,  самих себя… О то что натворила здесь непогода, мы воочию убедились в первый же день похода в горы. Такого бурелома, как здесь,  никому из нас здесь не пришлось видать. Вековые в два обхвата  кедра, сосны и ели сломлены, как тоненькие спички или вырваны с корнем, маршруты: дорожки и тропинки, всплошную завалены поверженными стихией деревьями. Но как бы то ни  было, мы всё же добрались до устья горной реки Кабышер – места восхождения в гору. Нашей целью был знаменитый Конжаковский камень – гора, вершина которой расположена на высоте около 1590  метров над уровнем моря. За 2 дня нам было необходимо преодолеть расстояние в 21 километр. Для равнины это сравнительно небольшое расстояние. Но не для гор. Иногда нам приходилось в буквальном месте карабкаться по камням. Мы поднимались на  Конжаковский камень по маршруту, где проходит трасса знаменитого международного ежегодного высокогорного марафона Конжак. Кстати,  в этом году он проходил за две недели до нашего восхождения на Камень. Причём из-за неимоверно сложных погодных условий (почти нулевой видимости)  вместо 42 километров его трассу пришлось сократить до 30 километров. Но и это расстояние даже опытнейшим горным марафонцам удалось преодолеть не всем.

Но обо всём по порядку. Во время восхождения за короткое время мы побывали в нескольких природных зонах, что удаётся только при горных восхождениях. В первый день мы поднялись в зону лесотундры – до поляны Художников и перед восхождением  на вершину разбили здесь лагерь, установили палатки. Вечером накануне подъёма погода была более-менее нормальной. Шквальный ветер немного стих, облака чуть-чуть рассеялись и наше настроение, соответственно, улучшилось. Но августовское уральское    утро дали о себе знать.

Но таинственная Конжаковская гора манила и звала, и   мы решили продолжить подъём. Основные трудности начались после преодоления Иовского плато – верховое болото на высоте около 1300 метров, где ноги проваливались до 15 – 20 сантиметров. Так что идти пришлось как по вате.  После этого мы оказались в зоне сплошной облачности и дождя, где видимость даже при остром напряжении зрения была пратически нулевой. Ориентиров никаких. Кроме того,   поднялся шквальный ветер, который в буквальном смысле сбивал с ног. При таких условиях подниматься в гору очень опасно. Но нам помогла марафонская тропа, вдоль  которой через каждые 5 метров проставлены красные метки. По мере приближения к вершине горы крутизна подъёма увеличилась и порой доходила до 70 градусов. И вот она – вершина Конжаковской горы, где сплошной камень Курумник! Как бы здорово было в ясную солнечную погоду посмотреть с этой высоты на всю эту панораму, обозреть уральские пейзажи. Но… видимости никакой. Восхождение  в гору из лагеря заняло в общей сложности около 6 час. 3 часа мы поднимались на Камень, и столько же времени занял спуск. Кстати, спускаться было ничуть не легче, чем подниматься вверх.

С этой же поляны мы попытались сделать восхождение на гору Серебрянский камень, которая при солнечном свете отдаёт серебром. Но, к сожалению, вершины её не достигли, а поднялись только до высоты чуть более 1300 метров. В сплошном облаке  при нулевой видимости и отсутствии ориентиров  риск заблудиться  - практически стопроцентный – и пришлось снова возвратиться в уже обжитой нами лагерь на поляну художников. При этом на нас не было ни одной сухой нитки, а обогреться и обсушиться – тоже нет никакой возможности.

Но на этом наши испытания не кончились. Утром пошёл густой снег, при этом резко похолодало – и наши палатки превратились в камень. Короткое горное лето  (и это в августе!) ушло, наступила поздняя, серая, сырая слякотная осень. Местные жители говорят, что так уже не первый год, и здесь очень трудно попасть в погоду. Но будем надеяться. Мы все дружно решили, что вернёмся сюда – и, может быть нам всё же когда- нибудь всё же повезёт  - и мы посмотрим старый седой и неповторимый Урал  с высоты горной вершины. Главное, мы убедились, как зовут, как манят к себе горы!

Время похода близилось к концу, мы покинули  горный  лагерь и вернулись  в устье реки Кубышер. Здесь на турбазе мы на 2 ночи сняли домик, обсушились, обогрелись, отдохнули, обменялись впечатлениями. Удивительно, но несмотря ни на что, никто из нас  не закашлял,  не зачихал, не заболел.

Но и эти двое суток мы сидели дома. За это время сходили в посёлок Кытлым, что в 6 километрах от турбазы. Здесь мы поднялись на тунитовую гору Косвинский камень, высота которой 155 метров.  Тунит  - это редкий  минерал, который не просвечивается и просматривается никакой современной аппаратурой даже из космоса. Здесь мы посмотрели на огромные отвалы в советские времена добывали платину, золото и другие сопутствующие драгоценные и редкоземельные металлы. Около огромных карьеров мы, также с сожалением  посмотрели и памятник былого богатства и сегодняшней бесхозяйственности – огромную драгу, которая сейчас  до сих пор стоит здесь и  в настоящее время наполовину разграблена и сдана в металлолом. Чтобы как-то занять людей, которыё умножали  платиновые и золотовалютные запасы нашей страны,  ни они сами, ни самый богатый по природным ресурсам  посёлок по сути ничего не имели, здесь установили лесопилку.

Отсюда же мы поднялись на гору со странным названием Семичеловечья.  А так она называется потому, что на её вершине расположено 7 каменных столбов. Кстати, когда мы поднимались на гору, то насобирали два полных рюкзака кедровых орешек. Кедровника в горах Северного Урала очень много – целые кедровые рощи. Но люди  варварски  вмешались и  в это творение природы – горный кедровник на десятках гектаров вырублен, а местность, как и у нас, сильно захламлена не убранными древесными отходами. Здесь же мы научились различать  орешки с зёрнами   от пустых. Мы имели понаблюдать и за профессиональной работой  птиц кедровок. Как ловко они расправляются с кедровыми шишками. Какие выверенные точные, рассчитанные и ловкие движения -  и ни одного лишнего! Залюбуешься! Кроме кедровых шишек, мы также привезли домой из горной тундры   карликовую берёзку и растение родиолы розовой.

На Урале мы впервые увидели целую стаю редких птиц – куропаток белых, которые в нашей местности не водятся. Кстати и серых куропаток у нас в последнее время почему-то не стало. До отправления домой у нас оставалось ещё несколько часов, и мы решили использовать это время для самого приятного – рыбалки на тайменя и хариуса. Кстати, в чистых горных уральских реках очень много всякой рыбы: щуки, окуня и т.п. Но на ловлю традиционных для нас рыб тратить драгоценное  время пребывания на Урале нецелесообразно, а вот таймень и хариус – это совсем другое дело! Правда, огромного тайменя нам поймать не удалось – оборвал леску и ушёл, а вот красавца хариуса удалось выудить. Надо также сказать, что уральские горные маршруты, несмотря на сложность,  притягивают людей, и во время путешествия в горы мы встретили около 20 туристских групп.

Время пересадки в Серове  тоже не потратили бесцельно и напрасно.  Здесь мы совершили экскурсию по городу, посетили очень богатый экспонатами краеведческий музей и художественную выставку с прекрасными и неповторимыми пейзажами Урала.

Решено окончательно и бесповоротно: в будущем обязательно снова поедем на Урал, причём, более крупной группой.